28 июня 1922 г умер Велимир Хлебников, Председатель Земного шара, поэт и фантазер. Когда думаешь про Хлебникова, то вспоминаешь первым делом "нехоть тревожить", стихи в наволочке и вот эту историю про крупные лошадиные слезы. Самая красноречивая иллюстрация того, что для поэта не бывает художественных условностей. Рассказывает Анатолий Мариенгоф в "Романе без вранья". В Харькове жил Велимир Хлебников. Решили его проведать. Очень большая квадратная комната. В углу железная кровать без матраца и тюфяка, в другом углу табурет. На нем обгрызки кожи, дратва, старая оторванная подметка, сапожная игла и шило. Хлебников сидит на полу и копошится в каких-то ржавых, без шляпок, гвоздиках. На правой руке у него ботинок. Он встал нам навстречу и протянул руку с ботинком. Я, улыбаясь, пожал башмак. Хлебников даже не заметил. Есенин спросил: — Это что у вас, Велимир Викторович, сапог вместо перчатки? Хлебников сконфузился и покраснел ушами — узкими, длинными, похожими на спущенные рога: — Вот... сам сапоги тачаю... Садитесь... Сели на кровать. — Вот... И обвел большими серыми глазами, чистыми, как у святых на иконах Дионисия Глушицкого, пустынный квадрат, оклеенный выцветшими обоями. — Комната вот... прекрасная... только не люблю вот... мебели много...лишняя она... мешает. Я подумал, что Хлебников шутит. А он говорил строго, тормоша волосы, низко, под машинку остриженные после тифа. Голова у Хлебникова узкая и длинная, как стакан простого стекла, просвечивающий зелёным. — И спать бы вот можно на полу, а табурет нужен заместо стола... я на подоконнике... пишу... керосина у меня нет... вот и учусь в темноте... писать... всю ночь сегодня... поэму... И показал лист бумаги, исчерченный каракулями, сидящими друг на друге, сцепившимися и переплетшимися. Невозможно было прочесть ни одного слова. — Вы что ж, разбираете это? — Нет... думал вот, строк сто написал... а когда рассвело.. вот и... — Глаза стали горькими: — Поэму жаль... вот... Ну, ничего... я научусь в темноте... На Хлебникове длинный сюртук с шелковыми лацканами и парусиновые брюки, стянутые ниже колен обмотками. Подкладка пальто служит простыней. Хлебников смотрит на мою голову — разделенную блестящим, как перламутр, пробором, и выутюженную жесткой щеткой: — Мариенгоф, мне нравится ваша прическа... я вот тоже такую себе сделаю... Есенин говорит: — Велимир Викторович, вы ведь Председатель Земного Шара. Мы хотим в городском Харьковском театре всенародно и торжественным церемониалом упрочить ваше избрание. Хлебников благодарно жмет нам руки. Неделю спустя перед тысячеглазым залом совершается ритуал. Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты посвящения его в Председатели. После каждого четверостишия, как условлено, он произносит: — Верую. Говорит «верую» так тихо, что мы только угадываем слово. Есенин толкает его в бок: — Велимир, говорите громче. Публика ни черта не слышит. Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: «Но при чем же здесь публика?» И еще тише, одним движением рта, повторяет: — Верую. В заключение, как символ Земного Шара, надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвертого участника вечера — Бориса Глубоковского. Опускается занавес. Глубоковский подходит к Хлебникову: — Велимир, снимай кольцо. Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину. Глубоковский сердится: — Брось дурака ломать, отдавай кольцо! Есенин надрывается от смеха. У Хлебникова белеют губы: — Это... это... Шар... символ Земного Шара... А я — вот... меня... Есенин и Мариенгоф в Председатели... Глубоковский, теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца. Председатель Земного Шара Хлебников, уткнувшись в пыльную театральную кулису, плачет большими, как у лошади, слезами.